Новые технологии
Социальные технологии
Ароматерапия
Ароматерапия (в переводе с греческого «лечение запахом») – это древнее, отточенное веками искусство использования натуральных эфирных масел. Каждое натуральное эфирное масло состоит из огромного количества компонентов (от 50 до 500), сочетания которых дают почти мгновенный лечебный эффект: при помощи обоняния импульсы передаются в головной мозг, а оттуда по всему телу.
Каждое эфирное масло многофункционально, но есть общая тенденция в действии эфирных масел:
- все эфирные масла обладают бактерицидным, антисептическим и противовоспалительным действием;
- все эфирные масла положительно воздействуют на нервную систему, сферу эмоций и психическое здоровье;
- все эфирные масла обновляют механизм саморегуляции в организме;
- все эфирные масла имеют биоэнергетическую ценность;
- 65% эфирных масел обладают обезболивающими свойствами;
- 60% эфирных масел благотворно влияют на функции и состояние органов дыхания;
- 50% эфирных масел нормализуют функции и состояние органов кровообращения;
- 40% эфирных масел целебно воздействует на систему пищеварения;
- 30% эфирных масел восстанавливают и повышают активность иммунной защиты организма.
Предлагаемый курс ароматерапии состоит из 8 сеансов. Занятия проводятся в малых группах (4-6) человек. Периодичность занятий – 2 раза в неделю. Участникам занятий предлагается расположиться в удобных креслах для максимального расслабления. На каждом занятии психолог знакомит с целебным действием эфирного масла, его применением, дозировкой и противопоказанием к применению, если они имеются.
Совместно с ароматерапией рекомендуем применение музыкотерапии, причем музыка подбирается в соответствии с ароматом.
Важное дополнение - использование возможностей сенсорного оборудования. Сенсорный уголок с многоцветными трубками с воздушными пузырьками, пучок фиброоптическим волокон с боковым точечным свечением, наряду с притягательным действием рассеиваемого света, оказывают расслабляющий эффект и вызывают необычные тактильные ощущения.
Рисуночная терапия
Рисунок открывает дорогу к понятию внутреннего мира человека. С помощью живописи возможно отобразить всё то, на что не хватает слов. На бумаге легче упорядочить свои чувства, понять самого себя.
Для того, чтобы рисовать, не надо уметь, надо просто хотеть это делать. При помощи красок, фигур и линий человек приоткрывает нам свой внутренний мир. Рисунок совсем не обязан быть реалистичным, многие люди выражают себя, используя линии, пятна, сочетание красок или геометрических фигур. Рассматривая рисунки, мы узнаём о жизни клиента - каким он видит себя, свою семью, как он чувствует себя в этой жизни.
У некоторых людей рисунки свидетельствуют об их отношении к жизни, у других работы отражают тот мир, в котором им хотелось бы жить. Важно дать каждому возможность разъяснить, что же он имел в виду.
Задача рисуночной терапии не сделать всех людей художниками, а разбудить у человека активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Во время занятий происходит высвобождение творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе, зачастую сокровенных, порой неуловимых, неосознанных движений души.
Особое значение придаётся коллективному характеру занятий изотерапией. Это способствует улучшению самоощущения, пониманию своей роли в обществе, собственного творческого потенциала и преодолению трудностей самовыражения. К тому же совместное творчество помогает клиенту познать мир другого человека, что облегчает социальную адаптацию.
На наших занятиях мы акцентируем внимание на процессах самовыражения и самопознания, что позволяет значительно уменьшить стрессовые переживания, негативные эмоции, освободиться от сомнений в собственных способностях.
При длительной деятельности возрастает и групповое общение, развивается чувство групповой сплочённости, солидарности. Группы обычно состоят из 4 – 8 человек. Активное участие в изотерапии является обязательным условием для всех членов группы. Оптимальное количество занятий за 1 курс: 6 – 8. Время одного занятия: 1,5 – 2ч.
Песочная терапия
Песочная терапия представляет собой эффективную форму работы, основанную на творческом самовыражении клиента. Метод направлен на разрешение личностных проблем через работу с образами. Работа с образами в песочной терапии – это самопознание, личностный рост, раскрытие творческих ресурсов, постижение процесса исцеления души.
Основополагающая идея песочной терапии - игра с песком - предоставляет человеку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения во вне, на плоскость песочницы, своих фантазий, формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение, это один из способов стимулировать процесс самопознания, не требующий каких-то особых умений, таких, как рисование или придумывание историй.
Занятия могут проходить как индивидуально, так и в малых группах (2 – 4 человека). Периодичность занятий 1- 2 раза в неделю. В процессе занятий можно использовать игрушки, вспомогательные предметы, макеты предметов домашнего обихода. Возможно построение фигур из песка, добавление воды.
Предлагаемая методика позволяет решать множество задач. Самыми значительными из них являются развитие произвольного внимания, осознание своих проблем, обучение искусству расслабления и принятия себя, коррекции самоотношения и способов взаимодействия с миром.
От других форм арттерапии этот метод отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов.
Психогимнастика
Психогимнастика - один из методов групповой психотерапии и оздоровительной лечебной гимнастики, наиболее эффективный способ быстрого восстановления нарушенных функций организма. Характерной чертой данного метода является его физиологичность и естественность для организма, чем и объясняется эффективность его применения при различных заболеваниях и травмах.
Специалистами Центра предлагается расширить данный метод системой дыхательных упражнений, упражнениями, предназначенными для эмоционального выравнивания и тренировки высших нервных функций, а также комплексом оздоровительной гимнастики с самомассажем.
Занятия проводятся в группах по 6 - 8 человек. Периодичность занятий – 2 - 3 раза в неделю, продолжительность каждого занятия – 1,5 - 2 часа.
В начале каждого занятия выполняется дыхательная гимнастика. Проводится обучение правильному «полному» дыханию. Используются упражнения, позволяющие овладеть навыками релаксации и саморегуляции психоэмоционального состояния.
На следующем этапе выполняется гигиеническая гимнастика, которая включает в себя комплекс упражнений для всех мышечных групп в комбинации с самомассажем. Ценность упражнений заключается в том, что они не сложны по своей структуре, не вызывают большой физиологической нагрузки, легко могут быть индивидуализированы. При движениях самомассажа вовлекаются в работу относительно большие мышечные группы, хотя амплитуда этих движений и невелика. Кроме того, известно, что самомассаж повышает скорость крово- и лимфотока, улучшает обмен веществ, оказывает положительное влияние на нервные регуляционные центры.
На заключительном этапе выполняется пантомимическая часть психогимнастики. Она является наиболее важной, и в зрелой психотерапевтической группе занимает большую часть времени. Клиентам предлагаются темы, которые они представляют без помощи слов. Чаще всего в пантомимической части психогимнастики используются:
- привычные жизненные ситуации;
- темы, относящиеся к проблемам конкретных клиентов;
- темы, отражающие общечеловеческие проблемы и конфликты;
- темы, связанные с межличностными отношениями в группе.
Включение психогимнастики в общий комплекс социально-психологической реабилитации способствует физиологическому восстановлению, стимулирует иммунные процессы и обмен веществ в целом, содействует устранению тревоги и улучшает нервно-психическое состояние, повышает уверенность в благоприятном исходе заболевания, отвлекает от «ухода в болезнь», а также способствует возникновению положительных эмоций, психологическому развитию и духовному обогащению личности.
Телесно-ориентированная терапия
Телесно-ориентированная терапия основывается на предположении о существовании тесной связи между душой и телом. Движение становится непосредственно общением. При помощи тела можно проследить душевный настрой и вести беззвучный лечебный процесс. Терапия в движении подходит для всех, ведь речь идёт о тех первичных навыках, которыми владеет каждый. Тем людям, которые не могут выразить себя с помощью слов, этот метод подходит лучше всего. Иногда человеку не под силу выразить свои чувства словами, потому что он считает их запретными или угрожающими другим. В процессе занятий он выражает себя в движении - и получает разрядку. Здесь клиенту позволено любое физическое проявление, и он знает, что окружающие поддержат его. Здесь возникает связь без слов, приближающая участников группы к полноценному общению, дающая чувство понимания.
Телесно-ориентированная терапия помогает человеку стать более гармоничной, свободной личностью, раскрепоститься внутренне, найти новые ресурсы жизненной энергии, ощутить гармонию ума, души и тела, выразить себя с максимальной глубиной и яркостью.
Занятия проводятся с группой от 6 до 20 человек. Продолжительность занятий 1,5 - 2 часа. Участникам предлагается приносить на занятия удобную, мягкую обувь и не стесняющую движения одежду. Каждое занятие начинается с так называемых «разогревающих» процедур, продолжительность которых - не менее 30 минут. Далее, как правило, идут упражнения на «собирание внимания», затем – упражнения в парах, тройках в зависимости от этапов прохождения тренинга.
Тестопластика
Курс тестопластики предлагается специалистами социально-реабилитационного отделения к использованию в качестве дополнительной методики при реабилитации пожилых людей и инвалидов. Естественно, его нельзя отнести ни к чисто психологическим методикам, ни к рекреационным методикам. Тестопластика является соединением психотерапии, психологии и рекреации.
Цель метода - помочь человеку, имеющему ограниченные возможности жизнедеятельности, улучшить свое психоэмоциональное состояние с помощью элементов терапии творческим самовыражением, раскрыть его творческие возможности, выявить зоны психической проблематики, недоступные сознательному видению, актуализировать индивидуальные ресурсы клиента, по возможности, максимального приблизить его к состоянию внутренней гармонии и душевной сбалансированности.
Используя весь комплекс социально-психологической поддержки, включая приёмы и методы арттерапии в коррекционную работу, специалисты создают благоприятные возможности для самовыражения людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности, повышают их интерес к жизни и окружающей действительности.
Занятия проводятся в малых группах (4-6) человек. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, продолжительность 1 занятия – 1,5 часа. На первом занятии по каждой теме клиенты занимаются лепкой из соленого теста. Это могут быть как отдельные фигурки, так и целые композиции. На втором - раскрашивают изделия и оформляют композицию.
Занятия обязательно имеют музыкальное сопровождение. Используется популярная классическая музыка с включением звуков живой природы.