Городская Школа Ухода (ГШУ) осуществляет организацию и проведение занятий, в рамках системы долговременного ухода (СДУ), по обучению граждан пожилого возраста, инвалидов, а также лиц, осуществляющих уход за тяжелобольными людьми, специалистов по социальной работе, социальных работников знаниям и навыкам для нормализации условий жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей, выполнения мероприятий по поддержанию и восстановлению здоровья граждан пожилого возраста и инвалидов.

IMG 1961

 ГШУ входит в состав социально-реабилитационного отделения (СРО) МБУ «КЦСОН Центрального района города Кемерово».

Основными целями создания ГШУ являются:

1. Повышение эффективности и качества ухода за тяжелобольными людьми в рамках СДУ;
2. Обеспечение максимально возможного качества жизни для людей с дефицитом самообслуживания;
3. Снижение риска возможности развития тяжелых осложнений;
4. Сохранение независимости, самостоятельности, автономности человека;
5. Поддержка родственников и окружения, задействованного в уходе;
6. Поддержка специалистов, включенных в оказание услуг по долговременному уходу.

ГШУ выполняет следующие задачи:

1. Обучение родственников и других лиц, осуществляющих уход за тяжелобольными принципам общего ухода (правила питания и кормления, личная гигиена, биомеханика тела, навыки медицинских манипуляций, методы контроля за изменением состояния здоровья);
2. Ознакомление родственников и других лиц, осуществляющих уход с основами геронтологии и специфическими проблемами здоровья граждан пожилого возраста, современными методами ухода, средствами по уходу, а также возможностью пользоваться сервисами СДУ;
3. Повышение эффективности социально-реабилитационных мероприятий;
4. Обеспечение непрерывности процесса реабилитации гражданам, имеющим потенциал к восстановлению утраченных функций;
5. Обучение психологическим аспектам, связанным с вопросами организации ухода и разрешением семейных конфликтов, профилактика стрессовых состояний и синдрома хронической усталости, обучение приемам саморегуляции, оказание психологической помощи в преодолении кризиса, вызванного тяжелой болезнью;
6. Обучение пользованию техническими средствами реабилитации (далее – ТСР), информирование и консультирование по вопросам оборудования жилья инвалида, приобретения и проката ТСР;
7. Обучение укрепляющей гимнастике для лежачих больных с целью профилактики полной потери двигательной активности и атрофии мышц и суставов;
8. Повышение квалификации специалистов по социальной работе и социальных работников по вопросам реабилитации и ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

IMG 20190118 WA0067

Занятия в ГШУ проводят:

- тренер, прошедший обучение по программе «Проведение обучающих тренингов персонала организации социального обслуживания» в г. Москва, организованного при поддержке Благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость»;

- специалисты по социальной работе, прошедшие обучение в соответствии с программой дополнительного профессионального образования «Основы долговременного ухода»;

- реабилитолог;

- психолог СРО Центра.  

Организация и проведение теоретических и практических занятий (индивидуальных и групповых) осуществляется в следующих формах обучения: стационарная, выездная (на дому) и дистанционная (аудио/видеосвязь). 

Обучение в Городской Школе Ухода является бесплатным.

ГШУ расположена в помещении социально-реабилитационной квартиры по адресу: проспект Ленина, д 58.

Граждане пожилого возраста, инвалиды, а также лица, осуществляющие уход за тяжелобольными людьми, могут получить консультацию по всем интересующим вопросам и проблемам по телефонам: 8 (3842) 36-21-12, 8 (923) 629-26-74, либо обратиться непосредственно в Центр по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 30, каб. № 9.


Занятия проводятся в очной и дистанционной форме обучения.

Для того чтобы принять участие в онлайн занятиях необходимо иметь:
ПК, ноутбук или смартфон с выходом в сеть Интернет.
На вышеуказанных устройствах должна быть установлены: программа Skype либо мессенджеры WhatsApp, Viber.


В Кузбассе реализуется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода (СДУ) за гражданами пожилого возраста и инвалидами в рамках национального проекта «Демография». Одно из основных направлений СДУ – обучение родственников правильному уходу. В каждой семье может случиться ситуация, когда кому-то из домашних может потребоваться особая забота и длительный уход.
Как и где научиться навыкам ухода? С чего начать? Как правильно ухаживать за тяжелобольными в домашних условиях? Какие технические средства реабилитации использовать? Получить ответы на все эти вопросы можно, пройдя обучение в Городской школе ухода, созданной в Комплексном центре социального обслуживания населения Центрального района города Кемерово.
В видеосюжете мы знакомим вас с работой Городской школы ухода.
Информация будет полезной для граждан пожилого возраста, инвалидов, родственников и других лиц, осуществляющих уход за тяжелобольными людьми, а также специалистов по социальной работе учреждений социального обслуживания населения.


Учебно-тематический план
Категория слушателей: Родственники, осуществляющие уход, за пожилыми людьми и инвалидами.

Форма обучения: очная, дистанционная.

п/п
Наименование семинара

Всего
(ак.часов)

Практические
занятия
(ак. час)

Теория (лекции,
  презентации)
(ак. час)

Дата
проведения
групповых
занятий

1.

Организация пространства в доме:
особенности помещения,
основное и вспомогательное
оборудование и его размещение,
безопасность больного и ухаживающих лиц.

2 1 1

1 вторник
месяца

2.

Долговременный уход за
тяжелобольными и синдром
хронической усталости.

1,5 1 0,5
3.

Активный комплекс физических
упражнений для лежачих больных.

1 0,5 0,5
4.

 Гигиена маломобильного человека.
Специальные средства для ухода
и гигиенические принадлежности.
Принципы подбора и правила
использования.

 1

1 пятница
месяца  

5.

 Психогигиена. Приемы саморегуляции
эмоционального состояния.

 1,5 1  0,5 
6.

 Пролежни: профилактика
и факторы образования пролежней.

 1 1

2 вторник
месяца   

7.

 Психопрофилактика эмоционального
выгорания для лиц, осуществляющих
уход за тяжелобольными.

 1,5  0,5
8.

 Пассивная гимнастика для
лежачих больных.

 1 0,5  0,5 
9.

 Уход за глазами, ушами, ртом и носом.

 2

2 пятница
месяца  

10.

Способы преодоления кризисных
ситуаций. Работа с болью.

 1,5 0,5 
11.

 Подготовка к кормлению.
Прием пищи в кровати.

 2

3 вторник
месяца   

12.

 Конфликты.  Пути конструктивного
разрешения конфликтных ситуаций.

 1,5 1 0,5 
13.

 Дыхательная гимнастика
для лежачих больных.

 1 0,5  0,5 
14.

 Перемещение человека в кровати и вне ее.
Принципы и правила безопасности для
нуждающегося в помощи и ухаживающего.

 2

3 пятница
месяца  

15.

 Когнитивные нарушения,вызванные
возрастными изменениям и заболеваниями.
Диагностика когнитивных нарушений.

 1,5 0,5 
16.

 Падения. Риски и профилактика.

 2

4 вторник
месяца 

17.

 Особенности   психоэмоциональной,
когнитивной и коммуникативной сферы
больных с различными нозологиями.

 1,5 0,5 
18.

 Общеукрепляющий комплекс
изометрических упражнений.

 1 0,5  0,5 
19.

 Профилактика заболеваний, связанных
с длительным постельным режимом:
обстипация (запор), дегидратация, аспирация,
тромбоз, застойная пневмония,
контрактуры суставов. Активизация человека.

 2

4 пятница
месяца

20.

 Методы профилактики и коррекции
когнитивных нарушений: нейробика,
мнемотехника, психогимнастика.

1,5  0,5 

Примечание: Периодичность и время индивидуальных занятий определяются по согласованию с получателями социальных услуг.


Учебно-тематический план.
Категория слушателей: социальные работники.
Форма обучения: очная, дистанционная

п/п

Наименование семинара

Всего

(ак.часов)

В том числе

Форма

Контроля

Теория (лекции, презентации
(ак.час)

практические занятия, (ак.час)

1.

Система долговременного ухода: основные принципы, задачи, составные компоненты процесса ухода.  Успешные международные практики реализации СДУ.
Кинестетика: основы безопасного перемещения маломобильных (немобильных) граждан
Перемещение в пределах постели

6

3

3

зачет

2.

Основные гериатрические синдромы (риск падения, пролежни, мальнутриция) и создание безопасной среды дома для маломобильного. Организация питания маломобильных (немобильных) граждан.
Кормление маломобильного.
Перемещение и позиционирование получателя социальных услуг.

6

3

3

зачет

3.

Осложнения
и риски у маломобильных (немобильных) граждан. Профилактики осложнений.
Гигиена и эпидемическая безопасность при уходе.
Проблемы недержания.
Адсорбирующее белье. Позиционирование в постели.

6

3

3

зачет

4.

Коммуникация. Деменция. Составление документации по уходу, индивидуального плана ухода
Подготовка к экзамену по практическим навыкам

6

3

3

зачет

Итого:

24

Итоговая аттестация

6

Тест по теории, сдача практических навыков